МБОУ Николаевская СОШ
д. Николаевка
  • Модель психологической службы

    Изменения социально-экономической ситуации в стране, состояние и динамика развития российского образования диктуют необходимость совершенствования психолого-педагогического, медико-социального обеспечения образовательной деятельности с учетом вызовов нашего времени.

    Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищѐнность, самореализация, уважение. Вместе с тем, современные научные исследования констатируют рост числа детей с проблемными вариантами развития. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп. Растут запросы на оказание психологической помощи со стороны родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, запросы на психолого-педагогическое сопровождение.

    Таким образом, создание условий сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, создание комфортной и безопасной образовательной среды, психолого – педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями будет способствовать реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.

    Модель психологической службы в Николаевской школе создана с целью обеспечения эффективной деятельности психологической службы и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психологической службы:

    Федеральный уровень

    • Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
    • План мероприятий на 2022-2025 годы по реализации Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством просвещения Российской Федерации от 20.05.2022 г. № СК-7/07вн;
    • Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
    • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
    • Федеральные государственные образовательные стандарты;
    • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»;
    • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
    • Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

    Региональный уровень

    • Организационно-функциональная модель психологической службы в системе образования Красноярского края, утвержденная министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г;
    • План мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 г., утвержденный министерством образования Красноярского края от 11.05.2022 г.

    Муниципальный уровень

    • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Ирбейского района Красноярского края № 551-пг от 22.08.2023г. "О внесении изменений администрации Ирбейского района от 01.09.2016 № 366-пг "О составе педагогической комиссии ТПМПК и медицинской подкомиссии ТПМПК");
    • Муниципальной модель психологической службы в системе образования Письмо УО № 1714 от 15.12.2021 О психологической службе в ОО

    Кадровый состав психологической службы

    Профессиональную деятельность  службы осуществляют:

    • педагог-психолог –   1 штатная единица;
    • учитель-логопед – 1 штатная единица;  
    • социальный педагог – 1 штатная единица;
    • учитель-дефектолог – 1 штатная единица;
    • заместитель директора по учебной работе (председатель ППк);
    • заместитель директора по  воспитательной работе.

    Структура  психологической службы

    • психологическая служба;
    • психолого-педагогический консилиум;
    • служба медиации

    Модель психологической службы включает в себя следующие компоненты

    1. Целевой компонент.
    2. Структурно-функциональный компонент.
    3. Содержательно-технологический компонент.
    4. Управленческий компонент.
    5. Оценочно-результативный компонент.

    Структурно-функциональный компонент

    № п/п

    Наименование структуры Центра

    Направление деятельности

    1.

    Психологическая служба

    Создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

    2.

    Психолого-педагогический консилиум

    Одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения

    3.

    Служба медиации

    Структура, созданная в школе и состоящая из специалистов, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении.

    В целях создания комплекса психологического сопровождения, способствующего успешной социализации детей в обществе психологической службой осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями Ирбейского района.

    Содержательно-технологический компонент

    К основным направлениям деятельности психологической службы относятся:

    • Психологическое просвещение - направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
    • Психопрофилактическая работа – формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
    • Психодиагностическая работа – психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
    • Развивающая и психокоррекционная работа – активное воздействие на процесс формирования личности ребенка.
    • Консультативная работа -  заключается в оказании помощи учащимся подросткового и юношеского возраста, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений и носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
    • Организационно-методическая работа - анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической  литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; супервизорство; посещение совещаний, методических объединений; оформление кабинета.

    Управленческий компонент

    • Общее управление психологической службой осуществляет директор школы;
    • управление психологической службой осуществляет руководитель службы;
    • управление ППк осуществляет председатель консилиума (заместитель председателя ППк);
    • управление ШСМ осуществляет руководитель службы медиации.

    Руководители направлений обеспечивают функционирование и эффективное взаимодействие специалистов  психологической службой школы.

    Оценочно-результативный компонент

    Основными формами оценки деятельности психолого-педагогической службы является:

    • мониторинг наличия ресурсов и деятельности психолого – педагогической службы;
    • повышение квалификации уровня специалистов сопровождения;
    • рефлексивно-аналитические и диагностические мероприятия;
    • планы работы специалистов на учебный год;
    • отчет специалистов за учебный год.

    Результатами деятельности психологической службы являются: 

    • наличие и функционирование психологической службы;
    • систематическое повышение квалификации специалистов;
    • удовлетворенность получателей психолого-педагогической помощи качеством предложенных мер по разрешению заявленных проблем, их результативностью.

    Целевой компонент

    Цель деятельности психологической службы - создание условий для успешного развития каждого ребенка, его образования, воспитания, социализации и самореализации в социально позитивных видах деятельности.

    Достижение поставленной цели на современном этапе развития психологической службы требует решения следующих актуальных задач:

    • обеспечение доступности психолого-педагогической помощи детям;
    • обеспечение качества психолого-педагогической помощи детям;
    • совершенствование управления качеством психолого-педагогической помощи и определение критериев оценки эффективности деятельности психологической службы;
    • развитие межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи детям;
    • совершенствование качества инструментария оказания психологической помощи в системе общего образования;
    • реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в обучении детей раннего и дошкольного возраста;
    • участие специалистов в проектировании и создании развивающей, психологически безопасной образовательной среды;
    • диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
    • сотрудничество специалистов с иными педагогическими работниками по вопросам обеспечения достижения целевых ориентиров, содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
    • содействие в позитивной социализации детей;
    • организация мероприятий по выявлению, профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
    • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению никотинсодержащей, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, иных психоактивных веществ;
    • психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе определение для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
    • психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

    Целевые группы, в отношении которых обеспечивается адресная психологическая помощь

    • Дети и подростки, обучающиеся в школе.
    • Родители (законные представители) обучающихся, с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития.
    • Педагоги и специалисты школы.

    Модель психологической службы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie